Все о разъемах и типах зарядок для электромобилей в Беларуси

В последние годы любой автолюбитель, следящий за техническими новинками, должен был заметить рост популярности и распространенности электромобилей и гибридов. Этому способствуют увеличение пробегов между зарядками и снижение стоимости «электрических» средств передвижения. Пока автомобильные производители не успели договориться, они сделали достаточно большое количество типов разъемов и зарядных станций. В данном материале предлагаем разобраться в многообразии зарядных станций для электромобилей, типах разъемов и стандартов зарядки. Поехали!
Электромобили питаются от постоянного напряжения, однако, заряжаются от источников с постоянным и переменным током. Источники с постоянным током способны заряжать электромобиль быстро, являются сверхмощными и устанавливаются, как правило, на заправочных станциях. В таких зарядках применяются разъемы CHAdeMO и (или) CCS Combo.
При зарядке электромобилей от сети переменного тока (такие сети доступны для населения), в машине установлены преобразователи, переменного тока в постоянный, что существенно ограничивает мощность зарядки (максимум 7.4 кВт при подключении к сети 220В и 22кВт при подключении к 380В), именно такие зарядные станции и продаются для частного использования. В них, как правило, применяются разъемы Type 1 и Type 2.
Типы разъемов в электромобилях
Давайте разберемся и узнаем подробнее о каждом типе разъема, применяемом для зарядки электромобилей:

Type 1 / J1772
Самый распространенный тип среди электромобилей в Беларуси, в следствии, что основным рынком снабжающим Беларусь подержанными электромобилями является США. Данный тип разъема позволяет заряжать автомобиль от однофазной сети 220 В. Максимальная мощность зарядки составляет 7.4 кВ.
Type 2 (Mennekes)
Европейский разъем, наиболее удобный для использования в частных домах или на общественных стоянках. Позволяет подключая к трехфазной сети и заряжать автомобиль с мощностью до 22 кВт. Зарядную станцию с таким разъемом можно считать универсальной, подключив к ней кабель с разъемами Type 2 - Type 2 заряжать европейские электрокары, а сменив кабель с разъемами Type 2 - Type 1 зарядить автомобили привезенные из США, только мощность заряда снизится до 7,4 кВт.

CHAdeMO
2-контактный разъем, использующий постоянный ток. Может использоваться для зарядки большинства японских, американских и ряда европейских электромобилей. Рассчитан для использования на мощных зарядных станциях работающих от постоянного тока в режиме Mode 4, позволяющих заряжать батарею электромобиля до 80% в течение 30 минут (на мощности 50 кВт). Рассчитан на максимальное напряжение 500 В и силу тока 125 А с мощностью до 62,5 кВт.
CCS Combo (Type 1/Type 2)
Комбинированный тип коннектора, который позволяет вам использовать как медленные, так и быстрые зарядки. Работа разъема возможна благодаря инверторной технологии преобразующей постоянный ток в переменный. Транспортные средства с таким типом соединения могут принимать зарядную скорость вплоть до максимально «быстрой» зарядки. Разъемы CCS Combo не одинаковы для Европы и США и Японии: для Европы предлагается разъем Combo 2 совместимый с Mennekes, а для США и Японии Combo 1 который связан с J1772. Зарядка при помощи CSS Combo рассчитана на 200-500 В при 200 А и мощности 100 кВт. CSS Combo 2 на данный момент наиболее распространенный тип разъема на быстрых зарядных станциях в Европе вместе с CHAdeMO.
GB/T
Данный стандарт характерен для автомобилей китайского производства и часто его называют просто GBT. Визуально напоминает европейский Mennekes, но технически с ним не сопоставим. Существует два типа разъемов для данного стандарта один для медленной второй для быстрой зарядки.
Теперь, подробнее рассмотрим от чего можно заряжать электромобиль.
Типы зарядных станций
Существует четыре классификации зарядок:
Mode 1. Медленные зарядки или если проще, обычная розетка 220 Вольт. Данный тип зарядки очень медленный, зарядка способна заряжать электромобиль со скоростью 2 кВт/час, т.е. если у вас автомобиль с аккумуляторной батареей 20 кВт, то до 80% заряда вам потребуется 10 часа, до 100% 12 часов (последние 20% машина заряжается особенно долго, это сделано для сохранения батареи). Но есть одно условие — в розетке должно быть подключено заземление, чаще всего подключается «зануление» с которым электромобиль заряжаться не будет!
Mode 2. Стандартная зарядная станция переменного тока, которую применяют и в быту, и на электро заправках. Подходит для электромобилей практически любого типа, с традиционным разъёмом и системой защиты внутри кабеля. Время зарядки стандартного электрокара — до 8 ч.
Mode 3. Самый мощный тип зарядных станций, при зарядке переменным током. Это самый лучший тип зарядок для частного использования. Зарядки комплектуются кабелем либо разъемом Type 1 — для однофазной сети (мощность до 7.4 кВт) или Type 2 — для трехфазной сети (мощностью до 22 кВт)
Mode 4. Это мощнейшие зарядные станции с мощностью от 50 до 250 кВт, способные зарядить любой автомобиль за 15-30 минут. Которые установлены на заправочных станциях.
Для домашнего (бытового) использования доступны зарядные станции Mode 1, Mode 2 и Mode 3. Большой выбор зарядок для электромобилей представлен в нашем каталоге.
В данной статье мы вкратце описали основы, без которых невозможна полноценная эксплуатация электромобилей. Во второй статье, мы опишем как установить свою персональную зарядную станцию.